О вине - Сварожий Спас

О вине - Сварожий Спас

Перейти к контенту
О вине.

Вина и обида – две родные сестры. И часто причина обиды вызывает вину и наоборот. Когда первый раз мы испытываем вину? Я думаю, в тот момент, когда нас впервые наказали наши родители. И мы приходим к пониманию того, что что-то сделали не так, что-то не то, что от нас ожидали. Или не понимаем. Но в любом случае это причиняет нам боль за ту несправедливость, которую мы вынуждены пережить. С этого момента мы готовыпоступать в соответствии с чьими-то ожиданиями, и следовать в своём поведении их указаниям. И отстаивать свою правоту и право на восстановление справедливости для себя. А физическая и душевная боль становится нашим постоянным спутником в Жизни. Следовательно, вина является от-ражением в нас чего-то, что не соответствует рамкам общепринятых правил поведения в обществе. Предлагаю на этом остановиться и более глубоко рассмотреть причины вины. На мой взгляд, вина является достоянием нашей культуры, в которой закрепляется оценка человека на соответствие принятым нормам и правилам. Поэтому она позволяет каждому из нас вызывать её в другом человеке, когда мы хотим показать ему, что он поступает не так, как должно. То есть не так, как принято. Или не так, как мы того желаем.
А когда мы заранее извиняемся перед кем-то, такое наше поведение принято считать знаком культурности и воспитанности. И приятно всем.Состояние вины является для каждого из нас, на мой взгляд, переживанием чего-то, что неприятно и нежеланно. И это понятно. Оно подавляет человека и лишает его естественности. Почему? Давайте это поизучаем. С одной стороны, в принятии вины на себя просматривается моё желание показать другим, что я хороший. Что я достоин любви и ласки. И меня можно выделить из других и признать, выполнив моё желание. И это моё старание быть хорошим всегда и для всех, так глубоко вгрызается в меня своими когтями, что иногда я отказываюсь признаваться себе в том, что боюсь быть самим собой, когда я бываю нехороший. Потому что тогда, как мне кажется, я не смогу быть принят таким, какой я есть, и там, где мне хочется, быть для того, чтобы показать свою полезность и необходимость. Иногда я могу принять вину как дополнительную возможность для показа окружению того, что я живу по принятым в обществе правилам, а мой неправильный поступок я расцениваю как раскаяние через вину. Так я показываю своё покаяние перед тем, кто загнал меня в вину, как признание своего плохого поведения и отношения перед ним. И отдаю ему в этот момент часть самого себя.
С другой стороны, когда я виноват, я нахожусь в должниках. Я должен что-то сделать, что от меня ждут, и исправить для себя или других какие-то свойства в произошедшем событии или отношения. Другими словами,я обязан выполнить чужие желания через сформированные в отношении меня ожидания. Те ожидания, в которые меня через вину склонили. Поэтому я должен пересмотреть своё отношение к тому, что произошло, признать свои ошибки и попросить прощения. Или извиниться. Таким образом снять с себя вину, которую я несу в себе, потому что принял её от кого-то. А для этого мне необходимо признать свою неправоту. И отказаться от себя ради другого для сохранения с ним принятых и привычных отношений.
Или не извиняться, и продлевать в другом обиду на себя. А ещё мы вынуждены принимать вину на себя только для того, чтобы близкие или родные нам люди не обиделись на нас и получили то, что хотят.Но в такие минуты Жизни лично во мне возникает вопрос, а почему я должен чувствовать себя виноватым и извиняться? Только потому, что кому-то этого хочется. Иначе говоря, кто-то сознательно изменяет моё поведение тем, что сеет во мне вину, которую теперь я должен искупить с помощью собственной свободы и жизненных сил. Для того чтобы показать, что я соблюдаю принятые правила игры в обществе и люблю своих близких и родных. Которые стараются загнать меня в вину как можно чаще для угождения своим собственным желаниям. И для этого заставляют меня жертвовать и отдавать что-то из себя, что без моего желания могут для себя присвоить. Таким образом, управляя мной до момента моего признания себя неправым. А после моего признания тешить свою гордыню.
Вина – не только родная сестра обиды, но она ещё и мать многих наших поступков. Почему? Всё наше поведение в обществе строится на том, чтобы избегать вины. Это движет нами ещё с далекого детства. Так как это чувство совпадает в нас с расплатой за её принятие – наказанием.
Наказание в отношении меня становится расчётом за то, что я принял на себя вину, и добровольно согласился на насилие.
Есть ещё один вопрос, который требует для меня ответа.
Почему общество культивирует в каждом из нас вину? Я бы ответил на него так. Чтобы поставить барьеры, определяющие наши возможности, что можно делать, а что нельзя. И ограничить тем самым наши собственные способности, лишив нас развития и духовного роста.
Пребывая постоянно в чувстве вины, мы становимся ущербными, осторожными, нерешительными, одним словом, напуганными Жизнью.
Вина лишает нас дерзости и смелости, удали и озорства.
Она обрезает наше желание брать ответственность на себя за всё, что с нами происходит, так как за этим может последовать наказание, которое ляжет дополнительной болью на Душу. А боли этой и так за годы нашей Жизни накапливается в нас сверх возможного.
Вина – это один из камней Души, который давит её своей тяжестью и не позволяет ей жить легко и радостно. Вина лишает нас беззаботности и доверия к Миру, и накладывает отпечаток скромности, скованности и ограниченности во всём. Когда мы вместо того, чтобы уверенно шагать по широкой дороге в Жизни, осторожно движемся лишь по её обочине. Ограничивая себя в выборах и принятии решений.
В русском народе видели вину как злобный дух, поражение Души. Эта злая сила занимает незаконное место в ней, поселяясь там без разрешения,и начинает ей указывать, как жить.
Мы сегодняшние сплетены из постоянных противоречий и готовы бросаться из крайности в крайность, потому что потеряны для Души через чувство вины, которая насилует наши естественные проявления в Мире. Из-за этого мы переживаем постоянную неудовлетворённость собой. А, значит,и неудовлетворённость Миром. В котором мы из-за накопленного количества вины в себе везде и всегда стараемся откопать плохое и отомститьза себя, обвинив в этом плохом других.
В таком постоянном разрушении Жизни и себя, мы перекладываем вину за несделанное или сделанное плохо на других, обвиняя их в нашей неудавшейся Жизни, несложившейся судьбе и несостоявшейся карьере.
И не отдаём себе отчёта в том, что так мы пытаемся освободиться от пожирающего и разрушающего нас чувства вины.
Привычное для нас состояние вины постепенно подводит к внутреннему согласию с собой в том, что во всём, что происходит с нами плохого в Жиз-ни, виноваты другие, а всё хорошее приходит к нам через собственный опыт, умения, знания и прилагаемые усилия.
Но как являет нам себя Жизнь, всё происходит совсем не так, как нам кажется. И только помощь и поддержка других людей помогает нам что-то получить для себя в Жизни. А наше постоянное внутреннее напряжение, которое лишает нас жизненных сил – это результат накопления в нас обиды и вины. Избавляясь от напряжения путём Смирения, когда мы находимся вместе с Миром, мы постепенно приходим к душевному равновесию, где наша вина превращается в Честность и способность признать свою неправоту. Для того чтобы не уклоняться от правого пути, пути Правды. На котором, вместо вины, возникает ответственность за содеянное и признание своих заблуждений. Именно они, как я думаю, и являются нашими главными наказаниями в Жизни.
Из личного наблюдения хочу ещё добавить то, что сегодня многие особен-но воспитанные и культурные люди, требуют к себе очень внимательного и мягкого обращения, с учётом подбора слов и смыслов. И с ними приходиться общаться с большой осторожностью, стараясь следовать их притязаниям, чтобы они ни в коем случае не истолковали моё поведение и слова как-то не так для себя. А иначе ведь обидятся. Такие отношения среди близкого нам окружения заставляют нас всё время подстраиваться под чужие вкусы и условия общения. И такая подстройка закрывает нас друг от друга, так как мы стараемся показаться вежливыми и воспитанными людьми, но не теми, кем мы являемся на самом деле. А иначе ведь насмогут осудить. Иногда этого нам не показывая, а подчас и ярко демонстрируя. Такое окружение очень болезненно воспринимает всё то, что не совпадает с их установками на Жизнь. А это может, на мой взгляд, указывать на то, что такое привитое отношение к другим, является глубоко скрытой причиной недостатка любви и ласки в детстве. Когда нам часто говорили о том, что мы виноваты и наказывали за это. А ещё вгоняли нас в различные страхи, которые так глубоко внутри засели, что мы не в состоянии позволить себе быть разными в разные моменты нашей Жизни. Так как чувство нашей вины постоянно встраивает нас в привычное её русло, где все во всём виноваты. И это убеждение лишает нас как доверия к самому себе, так и к своему окружению, которому мы в любой момент можем сказать,что оно плохо для нас, и наложить на него вину, требующую исправления по нашему велению и прихоти.И здесь можно вспомнить строчку из гениального Крылова «Он виноват лишь тем, что хочется мне кушать».И наши неуёмные аппетиты очень часто служат нам для того, чтобы съесть других, а для этого сделать их виноватыми. Для того чтобы лишить их возможности сопротивления. Стараясь подчинить их себе через вину, и уничтожить их собственный выбор...
Назад к содержимому