О внимании - Сварожий Спас

О внимании - Сварожий Спас

Перейти к контенту
О внимании.

      Пришло время поговорить о внимании. Внимание – это способ нашего взаимодействия с миром, где состояние наблюдения соединяет внешний и внутренний мир человека в единое целое.
     Разговор о внимании предполагает разговор о Душе. Так как внимание является одной из ее способностей. Не случайно в народе раньше говорилось «где находится твое внимание, там обитает душа». Обычный человек все свое внимание обращает на внешнее, и в нем ищет пищу для жизни. Его внимание направлено на то, чтобы не пропустить опасность, либо получать плоды от своих ожиданий. Поэтому все что не касается лично человека, как правило, остается за рамками его внимания.
      Через внимание мы выделяем для себя главное и второстепенное, важное и не важное, а значит, нужное или бесполезное. Поэтому наше внимание в значительной степени зависит от наших предпочтений, круга интересов и убеждений.
      Внимание разжигается и обостряется при нашей заинтересованности каким-либо объектом или явлением, и гаснет и слабеет при безразличии и отсутствии интереса к происходящему.
      В минуты направленности нашего внимания мы тут же вовлекаемся в поток тех образов и знаков мира, которые несет нам жизнь, и становимся частью того, что вбираем в себя через внимание.
      Внимание является источником жизненной силы, поэтому куда устремлено внимание, туда течет сила.
      Сегодня все средства рекламы и информации направлены на то, чтобы завладеть нашим вниманием. А заполучив его, предлагают нам все, что необходимо через нас продать или в нас внедрить.
      Для современного человека внимание – это процесс получения разнообразной информации, которая необходима каждому из нас для определения и занятия, но не понимания, своего места в мире и в обществе. Информация, поставляемая нам через различные информационные источники, требуется нам для того, чтобы удовлетворять свои желания и телесные состояния, своевременно принимать необходимые решения, совершать нужные поступки и делать из этого выводы и заключения. Наше внимание является сердцевиной ость-приятия (восприятия). Через которое мы соединяем различные вос-принимаемые образы и сигналы в единое целое.
      Наше остьприятие включает в себя также органы чувств, каждый из которых имеет свою форму внимания. Так как внимание является своего рода соединительным мостом человека со всем что его окружает, то оно, через органы чувств, может быть зрительным, слуховым, вкусовым, обонятельным, осязательным, тактильным и другими видами внимания. Все они призваны создать картину окружающего нас пространства для нашего соединения с ним, с целью определения своего места и возможного участия.
      Наше внимание имеет различные свойства и качества, которые определяют многие его особенности.
      Это такие как глубина, сила, объем, емкость, диапазон внимания. Глубина определяет степень проникновения в воспринимаемое, сила помогает удерживать внимание на объекте определенное время, объем определяет сферу захвата воспринимаемого, емкость помогает заполнить вниманием одновременно разные воспринимаемые объекты, диапазон определяет способность переключать свое внимание на различные круги внимания. Совершенствование этих качеств позволяет человеку расширить возможности своего внимания, а значит значительно улучшить свое остьприятие.
      Как уже было сказано, чаще всего наше внимание обращено на внешние стороны жизни, и на те события, что с ними связаны. Мы редко задумываемся над тем, что все что с нами происходит, зависит от наших внутренних душевных побуждений и мотивов, или желаний личности. Через которые мы выражаем себя в мире. Заявляя таким образом о себе и указывая другим на свои способности и умения.
      Наше поведение в обществе и стандартные отношения к другим людям порождают в нас привычки, исключающие внутреннее изучение самих себя. Мы избегаем заглядывать в себя, чтобы, случайно, не увидеть там того, что стараемся не замечать, и глубоко прячем такие содержания от себя и других, спуская потаенное на дно души. Мы поступаем так потому, что не хотим попасть под осуждение других людей.
      Таким способом мы защищаем себя от душевной боли. Поэтому мы редко пользуемся внутренним вниманием для погружения в себя, в желании ответить на вопросы, которые ставит перед нами жизнь.
      Стараясь увести свое внимание на постоянно изменяющиеся внешние объекты, мы думаем, что так мы разрешим ситуации, в которых требуется понимание самих себя, и тем самым создаем иллюзию собственного благополучия и счастья. Благодаря тем привычкам, что возникли в результате взаимодействия и общения с другими людьми, мы удерживаем внимание в рамках выбранных для себя запретов и разрешений, и ограничиваем свое остьприятие в постижении мира и самого себя.
      Особенность такого внимания состоит в том, что оно воспринимает окружающую действительность как весьма размытую картину мира, которая искривлена своими страхами, страстями и желаниями.
      А это мешает увидеть свое настоящее место в нем, и выделить из различных впечатлений только те, что необходимы для правильного понимания самого себя и окружающего пространства.
      Обычное внимание характеризует запоминание только того, что стало картинкой в сознании в виде понятных образов и понятий. Такое внимание больше закрывает перед человеком явления мира, чем открывает их. Становясь пленниками своего ограниченного внимания, мы лишаем себя полноты чувств, душевных откровений и внутренних открытий. Мы обрезаем себе возможность впитывания тонких ощущений и воспитания обостренных состояний души.
      Когда человек не пользуется внутренним вниманием, он находится за пределами понимания истинности происходящего. Он пребывает, как у нас в казачьей традиции говорили, «не в себе». Из такого состояния любого из нас общество может взять в свое управление, и вести туда, куда посчитает нужным. Обман, подкуп, очарование и другие формы взаимодействия с человеком «не в себе» становятся привычными формами пребывания в мире. В них легко заблудиться и уйти очень далеко от выполнения важных жизненных задач, и своего предназначения. Что и происходит с большей частью современных людей.
      Внимание для воина имеет совсем другое значение. Оно является одним из главных способов постижения мира и себя. Внимание предупреждает воина об опасности и раскрывает перед ним через знаки мира, уже возникающие, но еще не произошедшие события. С помощью внимания он определяет зарождение определенных обстоятельств и возможных путей развития событий.
      Внимание ведет и предупреждает о том, что может произойти или случиться в ближайшие часы и минуты. Оно же подсказывает воину как могут развиваться события в случае его бездействия.
      Вот почему в Спасе тратилось немало сил и времени на научение управлению своим вниманием, и необходимостью взять его в свои руки.
      Для этого существовали различные практики и способы развития своего внимания. Во время занятий изучались тончайшие его особен-ности и проверялись приемы его улучшения. Каждый занимающийся проводил наблюдение над тем, что собирает и что размывает внимание. Всматриваясь в себя, казак искал слабины в своем внимании, и
с помощью работы над собой убирал их. Знания о том, что молитва, боль, опасность и неожиданность собирают внимание, а усталость, страх и напряжение его ослабляет, могли использоваться во время боевых действий против врага.
      Так как по большей части в процессе внимания участвует зрение, рассмотрим особенности этого вида внимания.
      Оно порождается взглядом, который как луч освещает пространство и выделяет из него то, что необходимо. Свойство взгляда так и называется луч внимания, или, по-другому, фокус внимания. Особенности нашего зрения и сознания определяют объем пространства, который попадает в поле зрения человека. Понятно, что чем шире луч внимания, тем большее количество деталей в ситуации сможет выделить и обработать воин. Для этого учились управлять лучом внимания. Чтобы уметь собирать (фокусировать) или рассеивать свой взгляд. Собранное внимание является узким по своему качеству. С помощью такого внимания можно рассмотреть мельчайшие подробности предмета. Оно необходимо в случае тщательного изучения того или иного явления. Такой вид внимания используется при прицеливании и ведении стрельбы. Рассеянное внимание сегодня называют периферийным зрением. По своим свойствам оно прямо противоположно собранному вниманию. С помощью такого внимания можно охватить большой объем пространства, но без детального его изучения.
      В таком состоянии мы внимательно и подробно остьпринимаем (воспринимаем) какую-либо ситуацию для участия и взаимодействия с ней. В этом состоянии мы стараемся создать логические цепочки, чтобы объяснить себе мотивы и причины поведения людей или понять происходящие события.
      Этим видом внимания пользуются при длительном наблюдении и изучении местности. Управление лучом внимания происходит через его перемещение или переключение с одного объекта на другой. Все это совершается в общем потоке внимания через остьприятие человеком тех событий и явлений, участником которых он является или может стать.
      Если мы рассмотрим свойства внимания считывать все приходящее из мира, следует подчеркнуть, что в зависимости от фокуса нашего внимания, для нас будет складываться определенная картина происходящих событий, а также общий смысл того, как нам действовать в наблюдаемой ситуации.
      При изучении особенностей луча внимания можно также указать на то, что он своей силой прорезает пространство и создает круги внимания. Вспомним сказки… «далеко ли близко, высоко ли низко, глубоко иль широко…».
      С помощью кругов внимания человек соединяет себя с определенной частью мира, «вырезая» ее из всего остального пространства. Такие круги определяют глубину проникновения человека в суть вещей, и разделяются окаемом, или кромкой за которой для человека ничего не существует.
      Эти круги могут вписываться друг в друга и входить своими частями в общее целое.
      Вхождение внимания в такие круги позволяет создать объем остьприятия. В котором мир становится многомерным и многослойным объектом.
      Это свойство объемности можно перенести и внутрь человека. Что позволит ему заглядывать в самые потаенные уголки собственной души.
      Соединяя в себе внешний и внутренний луч внимания человек способен остьпринимать мир в его целостности и неразделенности. И самому обретать его качества цельности и неделимости.
      По своим свойствам внимание может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное или активное внимание использует волю для удержания в рамках рассмотрения какой-либо предмет или явление. Непроизвольное или пассивное внимание возникает при участии различного рода звуковых, световых, обонятельных и других раздражителей.
      Если длительное время поддерживается активность внимания, можно судить о его устойчивости. При возникновении помех и возможности выбрать и настроиться на объект раскрывается избирательность внимания. Внимание можно также разделить на удержание в поле зрения нескольких объектов сразу, тогда следует вести речь о свойстве распределения внимания.
      С вниманием связана деятельность нашего ума. Так как все что собрано вниманием поступает на переработку в человеческий ум. С собиранием или сосредоточением внимания связана сила ума.
      Эта сила изливается из глаз, и проявляет себя как сила взгляда. Часто воины тренировали такую силу. Она заключается в том, что человек через ее использование способен проникать внутрь другого человека и считывать его состояния.
      Иногда воины перед поединком мерялись силой взгляда, и через это уже понимали, кто сильнее и сноровистее, и у кого больше шансов на победу. Среди воинов были также такие умельцы, что могли через глаза вынимать душу у противника. Достаточно было одного такого взгляда, чтобы враг упал или споткнулся для того, чтобы после этого найти свою смерть.
      Наши предки считали, что внимание – это не просто процесс захвата в поле зрения определенных объектов и явлений. Есть два понятия, которые следуют одно за другим – внимание и вынимание. Внимать – это значит впитывать, вбирать, приобретать или получать для себя что-то, чего не было до сих пор. А из этого следует, что при готовности и необходимом душевном настрое можно постоянно что-то открывать в себе и мире.

      Вынимать – доставать что-то, что было спрятано или убрано. Доставать, чтобы это отдать, то есть поделиться чем-то своим с другими.
      Луч внимания, как я уже говорил, мог быть направлен как наружу, так и внутрь человека.
      Внимание, направленное внутрь и удерживаемое там значительное время, преобразовывалось во внутреннее или духовное зрение. Тогда у человека открывались внутренние или душевные очи. Такое внимание помогает человеку, смотря внутрь себя, находить там как светлые, так и темные содержания своей сущности. И убирать из себя то, что мешает пребывать в ладу с собой и с миром. Этот вид внимания взращивает в человеке чуткость и чувствительность при проявлении каких – либо явлений жизни. У казаков такое внимание называется чуйка.
      Чуйка – это состояние души, которая очень тонко определяет происходящее внутри и снаружи человека, и предлагает набор способов для влияния на происходящие события или возникающие явления. Чуйка включает в себя нюх – предощущение, предугадывание или предсказание чего-либо, а также откровение или интуицию. Которая также является не чем иным, как голосом Души. Основой чуйки являются чуйства (чувства). Чуйства указывают и подсказывают нам, что необходимо сделать в той или иной ситуации.
      Чуяние – наивысшее свойство души, способной видеть правду, а значит наделять человека возможностью быть правдивым и справедливым по отношению к себе, обществу и миру.
      В таком ощущении жизни любой из нас может воспринимать правду как состояние истины, в которой не должно быть ничего другого, кроме божественного замысла. Так как чуйства находятся внутри человека, то чует он что-либо своим нутром.
      Нутро – все то, что спрятано и закрыто от внешних проявлений жизни и обстоятельств. Через нутро Душа говорит с человеком и заявляет себя миру. При чутком взаимодействии с ней Душа всегда подскажет выход из создавшегося положения, предостережет от опасности, либо предупредит надвигающуюся беду.
      Такое качество человека в народе называлось смекалкой. Когда не зная чего-то, человек «включал» думалку, и начинал смекать. И получал ответ на свой вопрос. Позднее результатом такого действия явилось понятие «догадался».
      Догадаться – это значит в своем обдумывании выйти за привычный круг представлений, касающихся различных взаимосвязей и взаимодействий в обществе и мире.
      В русской культуре для развития этой способности в человеке служили различные загадки, которые сегодня, почему-то, принято считать детской забавой.
      Внимание, направленное наружу соединяется с остьприятием всего, что впитывается и вбирается внутрь.
      Остьприятие в наши дни считается восприятием. При этом большая часть людей, живущих в современном мире, не следует прямому назначению этого свойства внимания. Так как воспринимая что-либо, не принимает этого. Происходит разделение на многие части, когда внимание рассеивается и утрачивает функцию оповещения о том, что обнаружил человек. В результате этого происходит ослабление внимания.
      Внимание в таком состоянии становится лишь механическим процессом определения для себя тех ориентиров, которые необходимы для обычной жизнедеятельности. И не более того.
      Из качеств остьприятия исчезает та самая ось, которая должна являться стержнем для человека, при формировании в себе необходимых качеств и свойств, ведущих его к улучшению своей жизни через лад и согласие. Разрывается так же соединение с осью мира, которая связывает каждого из нас со всем Мирозданием. И мы оказываемся все дальше и дальше от горних смыслов и видения Небес. Уходя далеко от себя и своих природных способностей и талантов.
      Наше внимание также пребывает одновременно во времени и пространстве и дает возможность человеку замечать или брать на заметку то, что происходит с ним в данной ситуации. Верная оценка происходящих событий позволяет сделать правильный выбор, и как результат, совершить разумные действия. И наоборот. Вот почему так важно воспитывать и удерживать в себе внимание.
      Современный человек совсем об этом не задумывается. Он просто смотрит, слушает, прикасается, запоминает и очень быстро забывает то, что совсем недавно было источником его интереса. Его свойство внимания похоже на киноленту, которая двигается каждый день, предлагая новые картинки или давно знакомые образы, которая не позволяет человеку детально рассмотреть то, что он увидел. Привыкая к этому, человек попадает в поле постоянной смены впечатлений, без глубокого осмысления того, что ему пришлось наблюдать.
      Такое состояние внимания во многом формируется благодаря сегодняшним информационным технологиям и средствам массовой информации. Через которые на человека каждый день обрушивается огромное количество ненужной и избыточной информации или новостей. Эти информационные потоки заливают мутной пеной человеческое сознание, не давая ему возможности и времени на осмысление приходящего и формирования личного отношения к увиденному или услышанному. Как в фильме события дня меняют друг друга, не останавливаясь и смешиваясь с тем, что уже произошло, наслаиваясь друг на друга как слоеный пирог. В такой ситуации человек едва успевает проглотить предложенную порцию как уже готова другая, вдесятеро превышающая первую. Искуственно созданная информационная среда глушит внимание и делает его фрагментарным и неоднородным. В такой среде человеку очень трудно сосредоточится и выделить для себя то, что может быть важным, а что вообще не заслуживает никакого внимания. И он проглатывает все, что ему приготовили различные информационные повара.
      Наблюдение еще одно свойство внимания. Наблюдение – это соединение в себе приятия того, что получило внимание, и осознание этого. В таком осознании возникает запрос, адресованный душе для поиска ответа, как действовать в той или иной ситуации.
      Наблюдение включает в себя также состояние сохранения в себе чего-либо полученного. Когда я блюду или соблюдаю некие правила или договоренности.
      Наблюдение основано на нашей памяти, которая запечатлевает в виде образов наблюдаемое и оставляет его для последующей обработки в сознании для дальнейшего использования. Память – это то что помято сознанием. Мнутся образы, воспринятые человеком для того чтобы поместить и уместить их в своем сознании. Образы помещаются там для хранения и находятся до момента своего извлечения из памяти. Для хранения образов необходим свободный или чистый объем сознания. В казачьей традиции Спаса его называли глуздырем. Чем больше объем такого сознания, тем яснее и прозрачнее образы. Наполненность мутными образами, которые пришли к нам через боль и различные страсти съедает этот объем, и со временем может заполнить все сознание. В таком состоянии человек утрачивает способность живо остьпринимать что-то новое, а значит, он останавливается в собственном развитии и живет только теми сформированными когда – то ценностями и убеждениями, которые были заложены в его сознание средой и людьми, что окружали его с детства и были попутчиками по жизни.
      Для освобождения сознания от этой мутной пленки образов, необходимо очищение своего тела и Души. Этим новым состояниям помогает открывающееся в человеке осознание или осознавание.
      Оно соединяет в себе одновременно осмысление и понимание. А сами эти два свойства разворачиваются в осознании друг за другом.
      Через состояние осмысления мы стараемся найти смысл того, что входит в нашу жизнь. Сегодня этот процесс ума выделить необходимое, чтобы ответить на вопрос для чего это нужно, многими людьми утрачен или разорван во времени. А это приводит к подавлению воли и разума человека. Ибо в любом движении жизни должен быть смысл. Иначе все наши состояния души и воления сердца будут неполезны как для нас самих, так и для мира.
      Осмысление предшествует пониманию, без которого невозможно осознавание. Таким образом, только осознавая, человек может что-либо понять. Или дойти до сути того или иного явления.
      Обычный человек со временем утрачивает такую способность, так как смотрит и не видит, слушает и не слышит. Многое зная, он может совсем не понимать того, что знает, так как не может осмыслить всего что принял в себя.
      Мы часто невнимательны, потому что не придаем значения тому, с чем нам приходится встречаться. Из – за этого мы пропускаем те самые детали, что указывали нам на возможные варианты выборов. Урезая свое остьприятие, мы тут же ограничиваем себя в количестве правильных решений и действий. Что приводит нас к совершению избыточных ошибок и повторов неприятных для нас событий.
      Такие результаты наших действий откладываются в нашей Душе отпечатком недовольства собой и другими. И заставляют нас поверить в то, что мир несправедлив.
      Находясь в этом состоянии, мы замечаем только то, что находится в поле нашего внешнего зрения. Не желая прийти к пониманию истинных причин нашего положения в мире и обществе.
      В жизни воина пропущенные знаки мира были равносильны для него смерти. Ведь стоит ему пропустить что – либо, указывающее на возможную опасность, и дни его, а, возможно, и его товарищей, будут сочтены.
      Поэтому воины в своих занятиях прилагали, как я уже говорил, значительные усилия для развития своего внимания.
      Без хорошо развитого внимания лучше не выходить на поединок. Так как любой не остьпринятый внешний знак, неуслышанное или пропущенное внутреннее ощущение, может стать причиной поражения. Вот почему без развитого внимания невозможно воинское ремесло.
      Опытным воином считался прежде всего тот, кто очень внимательно остьпринимал все происходящее в мире. И это позволяло своевременно совершать необходимые действия и поступки.
      Были ли они направлены на победу в поединке, или использовались в обычной жизни.
      Своевременность для воина – залог сохранения своей жизни. Когда ты предпринимаешь действия только тогда, когда это необходимо. Не раньше и не позже. Где любой просчет может привести к гибели или поражению, оборвав у воина нить его пребывания на земле.
      Очень важным качеством воина считается способность перестраивать внимание, исходя из решаемой задачи. В скоротечном бою, такое умение помогало воинам быстро ориентироваться в возникшей ситуации, и своевременно использовать необходимые навыки. Зная то, как управлять вниманием, опытные воины применяли свои познания в битвах. Они управляли вниманием противника, через его отвлечение или переключение, что сразу давало преимущество для победы над ним.
      Еще можно сказать о том, что внимание направлено на цель. Чтобы нам чего-то достигать, а значит, получать в жизни, необходимо через внимание постоянно всматриваться в то, что требуется для ее достижения. Когда мы что-то для себя задумываем, мы должны видеть последовательность своих действий, а также прилагаемые усилия и необходимые ресурсы для достижения желаемой цели. Чем яснее будет понимание нужных усилий, тем выше станет возможность достижения поставленной цели.
      Сегодня часто мы не понимаем, чего хотим в жизни, или понимая это, не знаем, что необходимо сделать для свершения задуманного. Это становится причиной нашего недовольства собой и миром, и притягивает к нам страдания и несчастия. Отсутствие ясности понимания того, что требуется совершить в жизни для своего счастья, превращает нас в невежественных и озлобленных жизнью людей. Готовых уничтожить себя и других только для того, чтобы убедить самого себя в своей правоте и правильности сделанных выборов.
      Исправить это может только соединение своего испуганного ума с сердцем. Когда скользящее по поверхности внешнее внимание уходит в глубь природы человека и соединяется с истинными чувствами и состояниями души. Там зарождается сердечное внимание, способное рассмотреть самые потаенные побуждения человека.
      Приведя себя в состояние сердечного внимания, человек становится носителем божьих законов. И все нечистое со временем уходит из него. Он наполняется Светом, что растворяет любые темные пространства Души. Постепенно его внимание начинает вбирать в себя как внешнее, так и внутреннее содержание жизни, и сливаясь в единое целое, становится чутким и послушным по отношению к любому ее проявлению. В таком состоянии человек обновляется изнутри и становится носителем чистого Духа. Теперь все его внимание положено только на течение жизни, в которой он обрел себя. Для того, чтобы направлять свои силы на устроение мира и преображение своих желаний. Следуя своему зову сердца и голосу совести.
      Это состояние внутреннего настроя на божественные излияния мира со временем приводят человека к тому, что он способен внимать повелению сердца и внемлить голосу совести. Через такие состояния в человека входит большой и бездонный мир жизни, где смена впечатлений и событий, нанизываясь как бусины на нить, открывают перед ним все дары мира. Когда его внимание направлено в свое сердце, он видит и замечает все вокруг, а значит может соединять в себе все три потока Вселенной. Которая состоит из животного, человеческого и божественного начала. Соединяя в себе все три силы жизни, такой человек будет всегда внимать тому, что говорит ему мир.
      Убирая из себя помехи сознания и ограничения тела, он становится способным чисто и ясно видеть то, что не замечал раннее. И это превращает его жизнь в наполненный кубок жизненных смыслов и значений, которые раскрывают в нем силы, и дарят ясность понимания происходящего.
      Для того, чтобы его внимание служило ему для раскрытия существующей жизни, и наполняло его пониманием ее значений.
      И тогда человек будет использовать внимание для того, чтобы открывать свои способности и расширять границы остьприятия.
И однажды увидеть в мире божественную любовь, и навсегда раствориться в ней.
Назад к содержимому