Об осуждении.
После размышлений о Прощении мне хочется рассмотреть природу Осуждения, так как я её понимаю. Мне кажется, что это необходимо сделать, поскольку состояние Осуждения противоположно состоянию Прощения. И если в момент Прощения мы отпускаем из себя всё плохое, то через осуждение открываем врата Души для прибавления и накопления в себе душевной мути и беспокойства.

Меня давно цепляла в Жизни фраза из Библии «Не судите, да не судимы будете». Проходили годы, и моё внимание опять возвращалось к этому высказыванию. А сегодня, видимо, пришло время объяснить для себя значение этого утверждения.

Осуждение, как и другие мешающие Жизни состояния, рождается от недовольства тем, с чем мы сталкиваемся в ней, и не принимаем того, что Есть. Своё начало осуждение берёт с оценки того, что нам не нравится, нас не устраивает, нам неприятно. Другими словами, с тем, что вызывает в нас раздражение, и с чем мы не согласны. Это может касаться всего: от далёких прошедших событий и мировых явлений и заканчивая поведением, поступком и даже словом какого-либо человека.

В глубине нашей оценки лежит сравнение с собственным эталоном или мнением, которые включают в себя наши взгляды, ценности, убеждения. В момент сравнения наш объект внимания всегда бывает хуже эталона, поэтому подлежит осуждению или внутреннему суду. Суд в таком качестве выступает средой, где возможно и необходимо наказание. Его мы осуществляем через осуждение. Наказание, по нашему убеждению, необходимо для того, чтобы привести объект своего раздражения к согласию со своим мнением. А также дать ему понять, что он для нас плох в своих качествах, выборах, убеждениях, вкусах, миропонимании и многом другом.

Пребывание в осуждении требуется нам для того, чтобы получить внутреннее право и оправдание на причинение другому человеку боли во всех её проявлениях. О чём мы сами в момент осуждения часто и не подозреваем. И можем быть по-настоящему, как нам кажется, искренними и заботливыми.

Слово «осуждение» несёт в себе корень «суд», как уже об этом упоминалось, где я вершу правосудие, как мне кажется, для возвращения нарушенного в себе равновесия. Правосудие на самом деле необходимо мне для того, чтобы укрыть за ним свои страхи и ограниченность в восприятии образа Мира.

Осуждение бывает публичным, где мы выносим своё недовольство перед окружающими, и личным, когда мы делаем в отношении какого-либо человека нужные для себя выводы. Где нам становится «всё понятно». Осуждение может касаться как одного человека, а также группы или целого народа. Бывает так, что мы осуждаем не самого человека, а отдельные черты его характера, качества, поступки или особенности поведения в различных ситуациях.

Появляется осуждение и тогда, когда мы видим более глубокие мотивы поступков человека, чем он сам это показывает, и таким образом, читаем его истинные намерения.

Осуждение предполагает нашу правоту и правильность мнений и выводов. Такое состояние Души в момент осуждения укрепляет во мне собственное превосходство, где я показываю себе и другим своим поведением или отношением, что лучше и выше другого.

Ощущение постоянного превосходства закрепляет во мне высокомерие и пренебрежение к интересам и взглядам других людей, и порождает привычку принижать их в их особенностях и правах. Эта привычка приводит к тому, что я вижу в других прежде всего их несовершенства, а не их достоинства. Вглядываясь в недостатки других людей, я стараюсь увидеть самые уязвимые места и воспользоваться случаем, чтобы обнажить их до предела и извлечь для всеобщего обозрения.

Иногда для своих корыстных целей мы проявляем поразительную изворотливость в том, чтобы придумать эти недостатки и очернить ненавистного нам человека. Ведь ненависть укрепляется разными грехами, в числе которых также присутствует осуждение.

Через осуждение я показываю осуждаемому, что я не такой и никогда бы так не поступил, не сделал или не повёл себя. В осуждении мне хочется показать человеку его неправильность, иногда через настойчивость, душевное давление или злорадство, а случается, и через мнимое дружеское участие. Тем самым утверждая своё знание о том, как необходимо правильно поступить. Так я взращиваю своё величие и превосходство. Осуждение нередко может быть обращено и на самого себя, так же, как ненависть, злость, недовольство, неприятие и другие проявления человеческой натуры.

В таком осуждении я ругаю себя за что-то не сделанное, или сделанное, по моему мнению, плохо. Сюда же можно отнести моё недовольство совершёнными ошибками, а также теми результатами, которые породили во мне разочарование и угнетение чувств. И многими другими проявлениями и состояниями Души, что порождают во мне чувство вины и добровольное принижение своих качеств и свойств.

Привыкая осуждать других, я сам попадаю под осуждение. Ведь я тоже не совершенен, и хорошо виден в своих недостатках другим, которые стараюсь всеми силами скрыть.

Так Мир наполняется ядом нашей критики и пропитывается желчью наших осуждений.

С детских лет в мальчишеских перепалках мы кричали друг другу в момент нашего осуждения «По себе людей не судят». Тогда мы не понимали, что точно указывали на происхождение осуждения и основного его проявления – мерить всех по своей мерке и ровнять под одну-свою гребёнку. Сегодня осуждение является настолько устоявшейся привычкой среди людей, что Общество породило целый ряд профессий, где осуждение является изначальной оценкой какого-либо явления в Мире или проявления в человеке. Огромное количество современных репортажей, ток-шоу, журналистских расследований или новостей строятся на осуждении. Нас мягко приучают к тому, что в любой момент каждого из нас можно превратить в негодяя, маньяка, изверга, отщепенца или опасного преступника. Где нам отведена роль барана, которого необходимо зарезать для блага Общества.

Мы используем осуждение для того, чтобы вызвать вину в человеке за то, что он не соответствует установленным ожиданиям и правилам поведения. В нём мы ищем способы управления человеком в своих интересах. Тот же, загнанный нами в угол, вынужден оправдываться за свои поступки или взгляды, чтобы опровергнуть обвинения.

Использование осуждения предполагает нашу зависимость от устоявшихся в Обществе взглядов и правил, через которые я рассматриваю того или иного человека.

Когда я разделяю эти взгляды и следую устоявшимся правилам, я делаю их образцом для себя и через них оцениваю тех, с кем встречаюсь. И, если они не будут соответствовать принятым мной образцам мышления и поведения, они подлежат осуждению.

Осуждение я также могу использовать для вовлечения новых людей в круг своих интересов, через опровержение их взглядов и убеждение в их несостоятельности.

Со стороны государства осуждение может быть использовано для пресечения нежелательной деятельности или создания условий невозможности развития новых направлений в жизни Общества.

В осуждении читается также мой страх встретиться с чем-то новым и непонятным, а, значит, опасным для меня, что может разрушить привычный образ Мира. Так мои страхи и боязнь получения новых страхов толкают меня на осуждение.

Если рассматривать состояние осуждения в развитии, можно обнаружить следующие его проявления. Вначале осуждение перерастает в обвинение, которое затем приводит к желанию наказания. Осуждение может отразиться и реализоваться в любом из этих проявлений или соединиться со всеми. Всё зависит от обстоятельств и отношения человека к чему-то, что он выбирает для осуждения. Осуждение может также перерастать из лёгких форм дружеской шутки и пожелания в гневную обвинительную публичную речь, с призывом как можно быстрее уничтожить осуждаемого. Я уже говорил о том, что осуждение может служить поводом для клеветы и обвинений, но оно также может ограничивать наше собственное развитие и движение навстречу Душе. В глубине нашего осуждения всегда кроются внутренние запреты, страхи и сомнения в своих возможностях и силах. Они закладываются в нас с детства, а затем подпитываются различными общественными сообществами, в которых мы находимся в течении Жизни.

В таком состоянии Души, когда мы пребываем в осуждении, мы перекрываем желание понять, а, значит, принять то, что перед нами возникло, и отказываемся в получении от Мира его возможностей и новых состояний. Через своё осуждение, стараясь уменьшить его границы и силы до своих заблуждений. Которые вырастают из нашей гордыни и ограниченности кругозора.

Часто наше осуждение может приобретать, как было указано, благородные мотивы. В такие мгновения мы движимы желанием помочь, подсказать или поправить какие-либо действия, предупредить, как нам кажется, неприятные события, что могут последовать в результате предполагаемых желаний нашего собеседника. Иногда, чтобы спрятать настоящие свои чувства, мы надеваем на себя маску благодетеля и раздаём советы, не понимая того, что вмешиваемся в личную жизнь человека и ограничиваем свободу его выбора.

Итак, осуждение – это всегда скрытая форма пресечения свободы любого из нас. Желание неугодного ближнего сделать таким же, как я. К примеру, если я не пью и не курю, я могу осуждать тех, кто подвержен этим соблазнам. Если я проповедую христианство, я могу осуждать все другие религиозные конфессии. Если я считаю себя высоконравственным и духовным человеком, я могу осуждать тех, кто, на мой взгляд, не блещет такими качествами. При этом я не рассматриваю своё отношение к происходящему как осуждение. Совсем наоборот. Я считаю такое отношение своей активной жизненной позицией в Обществе, неравнодушием к недостаткам и желанием их искоренить для общего блага. Так появляются гуманисты, фанатики, лидеры различных партий и защитники всех мастей. И совсем незаметно накопившееся в Обществе или его отдельном сообществе осуждение, движимое желанием наказать или переделать осуждаемых, приводит к пролитию крови. И она льётся из века в век и затапливает Землю. Сегодня из неё уже образовались моря крови!

Значит, осуждение в своей крайней и последней стадии ведёт к убийству себе подобных, и всего, что Есть. А за убийство каждого из нас ждёт жестокая расплата перед Богом. Вот почему из века в век звучит мудрый призыв, обращённый к Сердцу человека: «Не судите, да не судимы будете». Я начал своё исследование такого состояния Души как осуждение с безобидных, на первый взгляд, и привычных для каждого из нас проявлений человеческой натуры. Которые, накапливаясь и перерастая в устойчивую привычку, разъедающую Общество, могут привести к жестоким, страшным и разрушительным последствиям для всей Земли.

Поэтому через осуждение мы только ухудшаем Жизнь друг друга. Где не остаётся места для взаимопонимания, поддержки и выручки. Где каждый сам за себя, а, значит, все против всех. И нет никому ни пощады, ни прощения...

В догматах церкви раньше бытовало мнение, что мы не можем никого судить, так как сами не чисты. И только Божий суд праведный. Но Бог не судит, а любит. А там, где есть Любовь, нет осуждения, а только приятие и понимание.

И если мы однажды впустим его в своё Сердце, где по старым понятиям находится его трон, мы, со временем, изживём в себе привычку осуждения и взрастим желание понять и принять другого – ближнего своего. Чтобы очистить Землю от крови и подарить ей в благодарность о том, что она нас ещё носит, силу обновления и преображения.