О своих и чужих целях.
Накопленные наблюдения расшевелили во мне желание высказаться после прочтения одной дзеновской зарисовки, которую я хочу привести здесь дословно.
Мастер, — однажды спросил ученик, — почему существуют трудности, которые мешают нам достигнуть цели, отклоняют нас в сторону от выбранного пути, пытаются заставить признать свою слабость? — То, что ты называешь трудностями, — ответил Учитель, — на самом деле является частью твоей цели. Перестань с этим бороться. Всего лишь подумай об этом и прими в расчёт, когда выбираешь путь. Представь, что ты стреляешь из лука. Мишень далеко, и ты не видишь её, поскольку на землю опустился густой утренний туман. Разве ты борешься с туманом? Нет, ты ждешь, когда подует ветер и туман развеется. Теперь мишень видна, но ветер отклоняет полёт твоей стрелы. Разве ты борешься с ветром? Нет, ты просто определяешь его направление и делаешь поправку, стреляя немного под другим углом. Твой лук тяжёл и жёсток, у тебя не хватает сил натянуть тетиву. Разве ты борешься с луком? Нет, ты тренируешь свои мышцы, с каждым разом всё сильнее натягивая тетиву.
— Но ведь существуют люди, которые стреляют из лёгкого и гибкого лука в ясную, безветренную погоду, — сказал ученик обиженно. — Почему же лишь мой выстрел встречает столько препятствий на своём пути? Неужели Мир сопротивляется моему движению вперёд? — Никогда не смотри на других, — улыбнулся Учитель. — У каждого свой лук, своя мишень и своё собственное время для выстрела. Одни делают своей целью точное попадание, другие — возможность научиться стрелять.
Учитель понизил голос и наклонился к ученику: — И ещё я хочу открыть тебе страшную тайну. Туман не опускается на землю для того, чтобы помешать твоему выстрелу, ветер не начинает дуть для того, чтобы увести твою стрелу в сторону, жёсткий лук создан лучником не для того, чтобы ты осознал свою слабость. Всё это существует само по себе. Это ты решил, что сможешь в этих условиях точно поразить мишень. Поэтому, либо перестань жаловаться на трудности и начинай стрелять, либо усмири свою гордыню и выбери себе более лёгкую цель. Цель, по которой можно стрелять в упор...
О чём она? О нашем целеполагании. О том, что всё время встаёт перед нами в Жизни, когда появляется желание что-то получить, когда я чего-то хочу.
Но так ли это? Предлагаю в этом разобраться.
Итак, наша Жизнь наполнена желаниями, т. к. мы несовершенны и через получение желаемого стараемся восполнить свои жизненные пустоты и прорехи и таким образом дополнить себя до целого. И стать совершенными, т. е. вернуть свою утраченную Божественность.
И мы, толкаясь из Жизни в Жизнь, стараемся ощутить полноту своего пребывания здесь через обретение того, что нам необходимо. Для этого, если мы хотим что-то получить, мы ставим перед собой цель и добиваемся её. Всё очень просто. Но всегда ли мы знаем, чего мы хотим? Вот с этим предлагаю разобраться поподробнее. Начнём с определения, что такое Цель.
В привычном понимании Цель – это то, во что мне необходимо попасть и получить для себя. Как охотник, который высматривает дичь, а потом её отстреливает и готовит из неё вкусный бульон. А для этого я должен многое знать и уметь, а главное делать, иначе никакой свежатинки я не отведаю. Тогда что же получается: достигать цели – это значит не просто желать и уметь, но ещё и делать?! Именно так. И раньше на Руси словом «цель» обозначалось Дело, которое я должен делать, т. е. вспахивать целину и целить себя её силами, обретая Цельность.
Сегодня наши цели измельчали до размеров наших желаний, и многие из нас давно забыли о своих главных целях в Жизни, в которых они должны выразить себя через полезное Дело, где их желания востребованы в обществе и нужны для его сообществ.
Поскольку наши цели чаще всего в настоящем увязаны всего лишь нашими желаниями, то и наше представление о них во многом становится размытым. Какая-то часть из нас сегодня не сразу и ответят, а чего они хотят в Жизни. Принцип «я хочу, чтобы у меня всё было и чтобы за это мне ничего не было» не является ответом на поставленный вопрос. Да мы, собственно, и не задаем себе этот вопрос, так как живём от измерения моего счастья в Жизни тем, что я уже имею и что мне ещё необходимо получить. И здесь появляется одна из ловушек, из которой бывает, порой, очень трудно выбраться. Она состоит в том, что многие наши желания и цели
не являются по-настоящему нашими. Это как же так? Попробуем в этом разобраться.
Я неоднократно говорил о том, что многие из нас в основе своей не имеют интереса к тому, чтобы узнать себя настоящего, так проще выживать в обществе и получать дарованные им блага. А это значит, что и цели, и желания наши сформированы и вложены в нас обществом, где подмена собственных ценностей над навязанными происходит ежедневно, незаметно и безболезненно для нас. Ведь жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Поэтому многие цели, которые я ставлю перед собой, являются на самом деле чужими и навязанными мне для исполнения. И, когда я эти цели принимаю за свои, я начинаю жить чужой, или чуждой, жизнью и достигать чужих интересов. Я становлюсь проводником чужих идей и начинаю таскать каштаны из огня для тех, кто в меня эти идеи вложил. Поэтому вопрос: «Для чего я это делаю, и зачем мне это надо?», – может привести меня в состояние ступора и выпадения из Мира.
Если же эти вопросы я начну задавать себе постоянно, не сбегая от них в свои привычные объяснения, тогда однажды появится возможность посмотреть на всё через узнавание себя. И тогда эти вопросы могут привести меня к собственному обновлению и пониманию того, что я в Жизни живу во снах личных и общественных, и мой дом находится в царстве Грёз. А далее я открываю в себе рассмотрение того, что живу не для себя, делаю не своё дело и полностью пропитан чужими взглядами, идеями и установками, которые в обществе принято называть знанием. Одним словом, я начинаю пробуждаться от спячки, в которой ничего моего нет и быть не может. Всё в царстве Грёз уже кем-то придумано для меня, и там созданы все условия для продления моего сна.
Придя таким образом в себя, я уже могу начать разделять цели на свои собственные и навязанные мне со стороны для исполнения. И увидеть, которые из них мне необходимы, а на которые не следует тратить ни внимания, ни своих сил.
Потому что при пробуждении приходит понимание того, что там, где я борюсь за достижение чужих целей, возникают трудности, которые я стойко и героически преодолеваю, а там, где они мои родные, всё складывается легко и просто, как бы само собой.
Далее уже можно говорить о том, что из моих целей складываются слои познания Мира, в котором все явления имеют своё место и предназначение. И я сам, как часть этого Мира, тоже имею своё предназначение. Дойдя до этого в своих размышлениях, я начинаю задавать себе уже другие вопросы, такие как: «Кто я? Зачем я здесь появился? Для чего я здесь нахожусь? Что мне необходимо сделать?». И эти вопросы начинают разрушать искусно созданные для меня чужие постройки в обществе, для того чтобы уловить меня в свои силки и пользоваться моими силами для своего укрепления.Эти вопросы открывают и дают мне новое право. Право второго рождения, которое мне даётся для жизни в себе и для себя. Для исполнения своей главной жизненной цели, в которой моё жизненное предназначение и смысл появления на Земле.
Но как же мне понять, что это моё жизненное предназначение? Как определить, что то, что я делаю сегодня, принадлежит мне или чуждо для меня?
Нужно просто прислушиваться к себе. К своему душевному состоянию. Если ваша душа поёт, если вам хочется летать, если вы чувствуете в себе силы что-то совершить, если вы живёте желанием или мечтами что-то сделать для Души, значит, вы живёте для себя. Значит, наступили для вас те счастливые времена, когда вы делаете то, что вы хотите сделать.
Если же вы потеряли радость, озабочены грузом различных проблем, если вы горите желанием самоутвердиться и показать себя другим, значит, не пришло ещё время для вас ответить себе на вышеперечисленные вопросы.
И цели свои вы ещё не привели к тому, чтобы исполнять их для возрастания над собой и выходить за свои пределы для подвига. Когда вы постоянно подвигаете себя каждый день за привычные для вас рубежи действий и устоявшихся мнений, для обретения признания всего, что с вами происходит, как Божественного провидения и дара Жизни.