О жалости.
Эту беседу я хочу посвятить размышлению о Жалости. Названное качество тщательно взращивается в нас сегодня Обществом, поэтому оно так люби- мо многими из нас. Поговорить о Жалости заставил меня однажды поступивший вопрос, который застрял во мне желанием разобраться в этом качестве человеческой натуры и выявить для себя его влияние на нашу Жизнь.

Жалость воспитывается в нас сегодня с детских лет и является общим взглядом на то, что это качество характеризует доброго, отзывчивого человека. Данное убеждение перешло в наше атеистическое Общество по наследству от церкви, которая считает жалость основным качеством проявления любви к ближнему. Так церковь извратила понятие милосердия, заменив его на сострадание. Вот почему ей во все времена были угодны убогие и нищие, которых она выставляла в качестве образца жалости для Общества. Что же обозначает слово сострадание? Для этого начнём его рассмотрение как слово страдание. В нём можно выделить корень страда. Страдой называли время сбора урожая. Следовательно, страдание – это состояние, в котором человек должен снять свой урожай для Души через расплату за свои ошибки и заблуждения в Жизни.

Сострадание – это понятие, в котором предполагается совместное участие в страдании. Когда я добровольно разделяю с кем-то его беду или несчастье и принимаю на себя груз его ошибок и заблуждений. Я оплачиваю его внутренние содержания своими жизненными силами и оправдываю его ошибки и выборы, признав его правоту для Мира.

Сегодня наше государство, следуя принятой традиции, организует помощь на государственном уровне наркоманам, алкоголикам и другим категориям падших людей, показывая тем самым неравнодушие к их Судьбе, вместо пресечения возможности для них таковыми становиться.

На мой взгляд, Жалость в наши дни разъела Общество, как ржавчина металл, и у многих давно породила привычку жаловаться в различные инстанции, ждать подачки от чиновников и надеяться на их снисхождение.

В нашей казачьей традиции это было не принято. С детских лет дети в казачьих семьях взращивались в состоянии «Я сам». Это значит, что сызмальства они сразу же приобщались к тому, чем жили взрослые. Помогали родителям по хозяйству, осваивали ремёсла, обучались необходимым навыкам для Жизни.

В таком жизненном укладе не было места Жалости.

«Жалко у пчёлки в жопке» – так о ней говорилось. И вот почему. Считалось, что Жалость несёт человеку зло, так как жалит Душу своим жалом, причиняя ей боль и приводя её к беспокойству и неуюту.

Через Жалость человек порождал в себе состояния, когда Судьба, которая должна была дать то, что необходимо, била его, потому что он не захотел стать самостоятельным и независимым человеком. «Не жалей, не жди, не проси». Таким правилом принято было руководствоваться когда-то в казачьей среде.

Наши Предки были мудрыми людьми, и они знали, к каким последствиям в Жизни могли привести человека его качества и свойства характера. Поэтому в мальчиках взращивали мужские качества и умения, а в девочках – женские. При этом все сородичи и соседи старались помогать друг другу в трудную минуту. Вместе урожай убирали, вместе избу молодым на свадьбу рубили, вместе тонь рыбную заводили. И не бросали друг друга в беде, когда она приходила к кому-нибудь в дом.

Коллективную заботу друг о друге и труд так и называли: «Помочи».

Поддержка и взаимопомощь в традиционном Обществе слыли обычаем, и это каждым принималось как данность Жизни. Поэтому и не знали Жалости, так как она возникает от беспомощности человека перед жизненными обстоятельствами.

Но мы, живущие в своё время, забыли и отказались от их опыта, предпочли жить самостоятельно, отвернулись от Жизни со своими родителями, бросили друг друга на произвол Судьбы и взрастили в себе Жалость. А она забрала нас в плен до конца Жизни.

Теперь многие из нас без Жалости и шагу ступить не могут. И всё нам не так, и всё для нас плохо...

Откроем же для себя природу Жалости и её влияния на нас в разных событиях Судьбы. Жалость начинается с сожаления о чём-то, что не получилось, или что мы не получили в соответствии со своими ожиданиями.

Затем сожаление перерастает в сокрушение своим состоянием, где недовольство собой и неудовлетворённость своими достижениями начинает томить Душу. А окончательно Жалость прорастает и укрепляется в человеке через сравнение себя с успехами и достижениями других, и возникновением в себе вопроса «Почему я такой(ая) несчастный(ая)?». Что от Жалости к себе прокладывает дорожку к несчастью и зависти к другим.

Жалость – это состояние неприятия своей участи. Мне хочется видеть её намного лучшей, чем я имею сегодня. Для этого я обращаюсь к мечтаниям и желаниям, пытаясь приблизить их через Жалость. Это заставляет желать того, что кажется мне необходимым, но далёким и от этого недостигаемым.

В таких желаниях я могу найти любое оправдание для своих ошибок и заблуждений.

Смотря на свою Жизнь из Жалости, мы постоянно сожалеем о несбывшемся и печалимся о неполученном.

Из-за этого часто впадаем в уныние и теряем интерес к жизни. Сила уныния может быть столь велика, что способна довести нас до отчаяния, в котором мы, разуверившись во всём и потеряв всякую надежду на перемены, можем привести себя к самоубийству.

Не случайно церковь считает смертными грехами печаль и уныние и запрещает хоронить самоубийц в пределах кладбища.

Свою Жалость мы привыкли переносить на других, заблуждаясь в том, что так мы помогаем облегчить кому-то его участь. При этом мы можем убеждать себя в своей доброте и отзывчивости, а, значит, тоже достойны Жалости.

Но такие заблуждения – это всего лишь накопленные в нас страхи перед Жизнью, в которых мы боимся себе признаться. Например, мы боимся одиночества, поэтому до последнего часа держимся за давно распавшийся семейный союз, жалея свою несчастную Любовь.

Подаём нищим у церковных врат, потому что боимся остаться без средств к существованию. У нас, почему-то, существует убеждённость в том, что, если мы подаём, то и нам когда-нибудь тоже подадут. Жалеем тяжёлобольных, думая о том, что нас может постичь такая же доля.

Как я уже ранее говорил, Жалость очень часто появляется от состояния беспомощности, в котором я соглашаюсь с тем, что не достоин чего-либо, на что я обращал внимание, что мне хотелось и о чём мечталось. Этим согласием я умаляю свои возможности выразить себя в Мире и закрываю свои способности от их проявления и раскрытия. Постепенно через Жалость
я могу разрушить уверенность в себе и начать сомневаться в собственных силах, теряя доверие к своим природным задаткам, умениям и навыкам.

Жалость многолика и многообразна. Через неё мы незаметно для себя взращиваем другие пороки и недостатки.

Она может превращаться в жадность, в которой нам жалко что-то отдать. Она же может привести к предательству. Пожалев в минуты опасности себя или близких людей, человек способен из-за страха смерти или боли предать свой народ и пойти в услужение к ворогу.

Жалость может обратиться и осуждением кого-то. Когда из жалости к кому-то я осуждаю его деяния, думая о том, что так я могу оградить его от дурных последствий.

Жалость способна также присвоить себе Любовь. Нередко в отношениях между мужчиной и женщиной встаёт Жалость, которая соединяет их в семейный союз, но не наполняет их сердца Любовью.

Принимая Жалость за Любовь, они мучаются долгие годы и считают себя несчастными людьми.

Жалость к себе может отражаться ненавистью к другим. Как способ моего ответа людям за то, что они, как мне кажется, не замечают, не ценят и не разделяют моих интересов и убеждений. Я начинаю их ненавидеть, молча и тайно, а эту ненависть часто обращаю против себя и близких мне людей. Используя Жалость, многие считают, что имеют право распоряжаться чужой жизнью.

Так, например, родственники могут решить из-за Жалости подправить карьеру или семейную жизнь близкого им человека. А бывает и так, что человек, проникшись Жалостью к другому, отказывается от своей Мечты, Призвания или Любви.

Итак, Жалость порождает многие наши слабости и недостатки. Она подчиняет нас ложным представлениям о наших качествах и свойствах. Жалость захватывает в плен наше сознание и чувства и направляет их на скорби и постоянные переживания о прошлом. Это выражается в сожалениях, которые мутят рассудок и удаляют нас от понимания происходящего и причин участия в тех или иных событиях.

Природа Жалости вырастает из душевной боли, а также, как мы считаем, несправедливого отношения к нам Мира и Общества. Часто мы рассматриваем его как недостаточное внимание к нам и к тому, что мы делаем. Значит, чем меньше человек носит и накапливает боли в себе, тем реже он вспоминает о Жалости.

Если же его не покидает Жалость, человек старается привлечь к себе внимание и рассказать о своей боли. Чтобы уменьшить её влияние для себя.

Как пример, можно привести поведение наших пенсионеров и людей в возрасте. Они избрали для себя Жалость как способ доживания своей Жизни. Приходя к своей кончине, они так и не могут освободиться от обиды на весь Мир.

В Жалости человек похож на сломанное дерево, которое постоянно сохнет, не растёт и не имеет сил для Жизни. Человек, живущий в состоянии Жалости, не расцветает Душой и часто болеет. Он внутренне сломлен и принял на веру свою неспособность противостоять трудностям. Вот почему жалость может приводить к трусости. Так как я избегаю препятствий и жизненных осложнений для того, чтобы быть там, где я есть. Жалость подталкивает на предательство самого себя, когда я не держу слово и не выполняю своих обещаний.

Те, кому свойственна Жалость, ограничивают себя в возможностях и поиске новых жизненных целей, и тем самым лишают себя счастливого будущего. Взор Жалости со страхом обращён в завтрашний день с немым вопросом на устах: «Как же мне жить?». И этот страх сотворяет для меня моё тяжёлое и страшное будущее.

Жалость может также провоцировать окружающих на то, чтобы унижать и презирать жалобщика, который находится в состоянии Жертвы и постоянно притягивает такие ситуации, которые соответствуют его заявленной роли. Жалостью он обращает на себя внимание других людей, чтобы причинять себе боль. В своих сообществах такой человек считается неудачником, нытиком и вечно чем-то недовольным сослуживцем. Он становится обузой в общем деле, так как его привычка кивать на трудности позволяет ему оправдывать своё неучастие и желание прикрыться за чужими спинами.

Человек, жалеющий себя, всегда боится нового. Такие люди в Обществе становятся консерваторами, которые в штыки встречают любые попытки изменений и обновлений. Они же являются переносчиками вины в Обществе. Их постоянное недовольство действиями других людей подвигает их к тому, чтобы наказать виноватых через различные государственные службы. Которые они забрасывают своими бесконечными жалобами.

Среди близких и родственников жалобщик постоянно показывает, как ему трудно и больно. Он изматывает их своими претензиями и недовольством и способен отравить им Жизнь. Через свою боль он желает ими управлять, чтобы получать от них так не достающего к себе внимания и уважения. Показывая и говоря о боли, он старается повысить собственную значимость, которой ему, как он считает, не хватает в Жизни.

Это объясняет его поведение, где он сообщает родственникам, как много он для них делает в Жизни, а они этого не замечают и не ценят.

Отношения с другими людьми приверженцы Жалости делят на те, где их жалеют, то есть понимают и разделяют их интересы, и тогда принимаются как добрые и порядочные люди, и где не жалеют, и тогда на людей накладывается ярлык плохого человека.

Из этого становится понятным, что те, кто живёт в Жалости, взращивают свою слабость и показывают её другим, выпрашивая тем самым понимания и снисхождения. Так как считают, что им плохо от того, что их не замечают и не учитывают в своих интересах их желаний и ожиданий.

«Я ничего не могу сделать или изменить!». С таким душевным настроем проживает человек каждый день своей Жизни, и несёт себе и Миру разочарование в полученном и достигнутом.

Можно также сказать о том, что наше Общество через различные профессии напитывает людей Жалостью через их мироустроение, свойства характера и проявляемые дарования.

Особенно этому подвержены люди творческих профессий, для которых очень важно общественное признание и личный успех. Их завышенная самооценка в получении успеха и, как следствие, избыточные ожидания желаемых результатов, нередко приводят таких людей к внутренней неудовлетворённости от сделанного и душевным переживаниям. Часто они перерастают в сожаление о том, что не получилось или получилось не так, как хотелось.

Находясь в переживаниях длительное время, многие творческие личности испытывают сильные душевные терзания и Жалость к себе. Взращённый в себе душевный надлом со временем может перерасти в болезненное ощущение несбывшихся желаний и привести к взращиванию в себе новых пороков. Они забирают у человека силы и сокращают его жизнь.

Всё здесь высказанное можно привести к следующему заключению. Через жалость из нас истекает Жива – жизненная сила. Она освобождает своё место для разновидности душевной боли Жали, которая занимает в нас со временем часть нашей Души. Душа томится под воздействием этой боли и испытывает тоску и печаль. Наполнившись Жалью, человек теряет вкус и интерес к Жизни, утрачивает ощущение Радости и довольства и закрывается от Мира.

Когда мы жалеем другого человека, мы фактически его жалим, причиняя ему зло. Подпитывая его своей силой и мешая встать ему на ноги, лишаем его самостоятельности и собственного выбора. Таким образом, забирая у него часть его тяжёлой Судьбы и перекладывая результаты его ошибок на себя.

Без нашей Жалости человек при желании, сделав выбор, найдёт выход из создавшегося положения и поможет себе сам.

Если мы будем изживать в себе Жалость, к нам однажды придёт понимание, что она существует в нас, чтобы остановить наш духовный рост и об- щее развитие. А также закрыть путь к процветанию и успеху.

Вместо Жалости необходимо для поддержки и помощи пользоваться великодушием, милосердием и сочувствием. Это состояния, в которых мы можем увидеть, что человек нуждается в опоре. И тогда следует проявить к нему свою Любовь и оказать поддержку. Но только с его согласия, если он этого захочет сам и попросит или даст понять, что готов принять то, что будет ему предложено. В противном случае наше участие может быть им принято, как непрошеное вторжение в свою Жизнь и расценено как зло.

«Чужая Душа – потёмки, чужая совесть – могила» – говорили у нас в народе. Но имелась в виду заблудшая Душа, которая не смогла достойно справиться с жизненными испытаниями.

Чужая Душа может быть также светлой и чистой, если в ней живёт милосердие к людям и Любовь к Миру. Тогда она Светом очищается и Любовью наполняется. Так она укрепляет себя, возвращает свои силы и навсегда прощается с Жалостью.