О силах мира и взаимодействии с ними - Сварожий Спас

О силах мира и взаимодействии с ними - Сварожий Спас

Перейти к контенту
О силах мира и взаимодействии с ними.

      Продолжая размышления о воинском обучении, хотелось бы рассказать о различных формах, с помощью которых приобретались необходимые для воинов умения и навыки. Для этого существовали и существуют по сей день многочисленные практики, целью которых является приведение воина в необходимые состояния, для улучшения личных качеств и свойств, и приобретения желаемых навыков и умений.
      Воинские практики на каждом этапе обучения служили неким показателем полученных знаний и умений, и раскрывали возможности воина при его продолжающемся обучении.
      Такие практики включали в себя взаимодействие с телом, душой, духом и силами мира, и служили ступенями для последующих воинских испытаний и посвящений.
      Воинские практики использовали силы мира для взаимодействия с ними и использование их влияния на мир и общинный уклад.
      Силы мира являли собой природные стихии и все их проявленные и непроявленные свойства и качества. Соединение с этими силами, позволяло воинам находиться в ладу с природой, и следовать ее конам при организации жизни и войны. Такое общение с природными силами - землей, водой, огнем и воздухом закаляло воинов для будущих сражений и очищало их тела и сознание от того, что им мешало жить и воевать.
      Для этого использовались различные обряды и сложившаяся жизненная и культурная среда, с помощью которой происходило соединение земного и небесного начала и возникало объединение со всем Сущим.
      Освоение взаимодействия со стихиями имело свои этапы готовности воина, для овладения им в совершенстве общими и специальными навыками и умениями.
      В традиции Спаса существовало поочередное и в то же время одновременное освоение стихий, где все выделялось и тут же сливалось в единое целое.
      Исходя из природы человека, в которой стихии заполняют человека снизу до верху, где в ногах лежит тяжесть - Земля, а в голове имеется легкость - Воздух, первоначальное общение с силами мира начиналось через Землю. Родную свою первую матушку. Связь с землей служит для человека постоянным способом утверждения себя и своих дел для усиления, укрепления и расширения Рода.
      Каждый день своей жизни воин осваивал и впитывал силы матери - Земли, на которой он родился, рос и погибал. Мать – сыра Земля была для него действительно Матерью, за которую он грудью стоял, кровь свою проливал, силы для ее укрепления и расширения отдавал.
      Для взаимодействия и общения с ней существовало огромное количество практик и обрядов, связанных со стихией Земли. Земля давала воину физическую мощь и общую крепость. Он просил у нее силушки богатырской, выносливости и устойчивости в бою.
      А она, слыша его зов, всегда была с воином. Рядом с которым из века в век стоял землепашец. Это он исповедовался Земле долгие столетия после прихода христианства. Катался весной по пашне для богатого урожая. Собирал зерно из снопов в богатые стога и зароды. Ссыпал его в амбары и овины для хранения. Он же этим зерном платил дань воинам.
      Земля есть суть человеческого бытия. Ее ели при клятве на верность, в отсутствии воды умывали руки, вместе со слюной накладывали на раны, посыпали главу атамана на круге, уходя в походы насыпали ее с собой в шапки и сапоги.
      Отправляясь на чужбину обязательно брали горсть родной земли на погосте с могил предков. Многие воины носили землю поближе к сердцу, в платочках, с любовью вышитых милыми женами. И не было ничего краше для воина чем родная земля. Ради которой он и в огне горел, и в воде тонул, и в ледяной ветряной стуже хоронился.
      Земля давала воину жизнь, и забирала ее, когда истекал его временный срок пребывания на ней. Чаще он был совсем небольшим и скоротечным. Но иногда судьба миловала человека, и давала возможность войти в годы мудрости и почета. А финал для всех был один – освободить матушку Землю для новых ее детей.
      Далее рассматривая стихии в человеке следует подниматься вверх по его телу.
      Выше ног у каждого из нас находится живот. Здесь царствует вода. Вода является безвременным источником зарождения и обновления жизни. Омывая своей кристальной чистотой нашу жизнь, она дарит нам свежесть и полноту чувств, переживаний и ощущений. Она, как и все другие силы природы, погружает мир в волшебную сказочную среду постоянной новизны и изменчивости.
      Наши предки обожествляли воду и называли ее богиней Даной. Отсюда значение слова дан-дон-вода.
      Вода связывала жизнь и давала всем живущим соединяться в единое целое. Не случайно изстари селения людей возникали по берегам рек и водоемов. Для наших пращуров они слыли путями жизни, через которые можно было вести торговлю, совершать боевые походы, ходить на рыбный промысел и использовать ее во всех данных Богами свойствах и качествах.
      И если огонь был свидетелем пребывания человека на земле и заката его жизни, то вода являлась участницей его расцвета и зрелости.
      Водица - милая сестрица, так же как и Земля, с рождения ласкала нового человека. Ежедневные купания в воде с помощью матери с заговорами, травами, «люлями» – ласкательными словами, соединяли внутренние воды человека с водами внешними, и давали ему эту стихию в дар по праву рождения, для его жизни и бытия.
      Постоянное соединение с водой, как и с другими стихиями, оживляет, закаляет и очищает природу любого из нас.
      Поэтому существует такое огромное количество обрядов в русской культуре по очищению и излечению себя водой.
      По нашим поверьям вода бывает мертвая и живая. Мертвая вода забирает из человека все отжившее, а живая дарит ему чистоту и напитывает его новыми силами. Такую воду еще называли святой водой. Которая через свою живительную влагу несет человеку первозданный свет. Эта вода в мире зарождалась на Водокрес в январе месяце каждого нового лета, и в день ее рождения все источники Земли несли живую воду.
      На Руси существовало, да и по сей день существует бесчисленное количество заповедных мест со священными родниками и ключами. Употребляя воду из которых, человек оздоравливает свое тело и просветляет свою душу.
      В природе человека также существует живая и мертвая вода. Чем более человек мертв духовно и неподвижен телесно, тем больше в нем мертвой воды.
      Поэтому в нашей казачьей традиции Спаса людей делили на живых, полуживых и мертвых. С мертвяками старались даже не разговаривать, так как считалось что такое состояние утраты совести и неприятия мира может быть заразительным и переходящим с одного человека на другого.
      В русском народе считалось, что в жизни человек, поскольку он подобен Богу, должен быть чист. Чистота для людей на земле –это отражение небесного состояния божественного Света.
      Вот почему в нашей культуре так любят чистоту и порядок. Ведь порядок – это то качество в мире, которое необходимо ему для создания лада или равновесия.
      Вода несет чистоту и упорядочивает пространство на Земле. Она оживляет его своими силами и божественными качествами, также как баня оживляет человека и очищает его тело и душу.
      В нашем культурном наследии считалось что «на каменке тело с душой встречается, млеет и очищается». Поэтому мы, русские, всегда, начиная с незапамятных времен, от мала до велика моемся в банях.
      В быту русского человека баня была не только местом очищения. Она в мифическом сознании наших Предков служила неким мостом между миром земным и небесным. Через который мы приходили в своем рождении на землю и уходили домой обратно на небеса. Поэтому баня была местом зачатия новой жизни, рождения человека и его ухода через смерть. И вся его жизнь текла как река во времени и пространстве и становилась частью жизненного потока, который стремительно нес свои воды навстречу испытаниям и жизненным урокам.
      Для воина стихия воды дарила состояние текучести, подвижности, чуткости и отзывчивости его тела и сознания на все движения мира.
      Далее в человеке находится место, где гнездятся различные чувства и живет его душа - это грудь. В этом месте у нас обитает огонь.
      При научении взаимодействия с землей и водой можно было приручать огонь.
      Огонь, так же как и другие стихии, ежедневно сопровождал человека по жизни.
      Он со дня рождения будущего воина горел живым огнем в каждом доме. Его приносили в горшках после обряда возжигания живого огня, который добывался с помощью трения. Наши предки его называли Светло, как источник света, посланный с небес Светлыми силами. Периодически этот огонь обновлялся также в храмах и капищах, где за его жизнью следили храмовые воины.
      Предки знали, что в силах мира огонь разделен на живой, земной и небесный и является первоначальной силой при сотворении Мира. Сила огня разжигает в человеке его Яр и Дух и является средой для очищения души. Так как природа души огненная и имеет огненный состав. Разжигание внутреннего огня очищало ум человека и приводило его к осознанности и ясности понимания всего происходящего.
      Огонь необходим для формирования в себе таких качеств и свойств как ясность мысли, чистота сознания, общая осознанность, дающая непредсказуемость в действиях, отсутствие повторяемости при принятии решений и выполнении воинского маневра.
      Для соединения с духом огня необходимо было совершить такие действия, чтобы огонь принял человека и стал считать его своим. Для этого с ним разговаривали, кормили, проводили различные ритуалы с его рассматриванием, взаимодействием с пламенем костра и последующими действиями при его остывании.
      В жизни человека огонь может служить различным целям. Самым простым его использованием является приготовление пищи и согревание в холодные или ненастные дни.
      А нашими предками он использовался во многом шире.
      Все обряды и праздники проходили с огнем. Его кормили через Требы благодаря Богов и отправляя им свое Благо, просили у них сил, процветания и благополучия. Воины проводили свои воинские обряды при различных посвящениях, очищали себя и свое оружие, лечили раны различными прижиганиями. Тяжелораненых с определенным ритуалом проносили поверх огня на волокушах и носилках, исполняя специальные звуковые агмы и песни. Пепел от костра, перемешанный с землей и человеческой слюной был лучшим противоядием при загниваниях ран. Угольки костра служили для маскировочной раскраски, которая могла дополняться различной травой, веточками кустарников, использованием мокрой глины и земли.
      В определенное время воины проходили необходимые очистительные обряды с помощью огня. Каждый воин должен был пройти сквозь стену огня, оставив в нем страхи, болезни или убиенные души. Клятва на огне считалась священной. И человек желавший доказать свою невиновность проходил голым через огненные врата или протягивал руки в костер и черпая его силу старался взять его в ладони, либо держать в них горящий уголек.
      Со временем стихия огня доводила в человеке душу до состояния искренности, душевной порывистости и тонкости чувств.
      Был еще один вид огня у наших предков. Это Крода. Тот прощальный огонь, через который воин уходил по огненной дороге в последний путь к Роду. А провожали его оставшиеся жить воины через Тризну, поминальный обряд как символ жизнеутверждения бытия и вечно обновляющегося могущества жизни.
      Заканчивая рассмотрение стихий в человеке остановлюсь на голове. Она находится в верхней части тела человека. Через нее все обдумывается, решается и проявляется. Не случайно голова венчает наше тело. В которой живут мысли. Они легки и прозрачны, и почти невесомы, так как порывисты и воздушны. Это прибежище силы воздуха.
      И в череде освоения стихий воздух являет собой небесную силу. Для взаимодействия с ним человек должен обратиться к Небесам.
      Воздух наполняет воина Живой или жизненной силой и Духой, той частью воздуха в которой собрана нематериальная среда жизни.
      И Живу и Духу воин собирает и пропускает с помощью дыхания через ключи живой и мертвой воды – легкие.
Для этого используются различные дыхательные практики. Без умения дышать в жизни и бою воин становится слабым и беспомощ-ным. Такие практики укрепляли его внутренние органы и делали физическое тело живучим и привычным к телесным и психологическим нагрузкам.
      Дыхательные практики имеют огромное количество разновидностей в неподвижном и подвижном положении, с его задержкой, прерыванием или использованием частого дыхания. Такие практики могли соединяться с определенными звуками и исполняться в различных условиях – в темноте, перед огнем, под водой, на заре и при взгляде на ночное небо. С помощью дыхания можно было управлять внутренними процессами организма, согреваться в мороз и охлаждаться в жару, делать тело бесчувственным к боли, собирать свое внимание и добавлять себе физические силы. Дышать можно различными частями и участками тела. Существует дыхание через кости, позвоночник, участки кожи, лоб, затылок, родничок, Яр, чрево, пах, колени, ноги и т.д.. Можно было продыхивать всего себя снизу вверх и сверху вниз. Одновременно с этим воин осваивал легкость движения, скорость перемещений, способность неожиданно уходить от опасности и появляться в том времени и месте где его не ждут, расширять свой оболок (личный кокон), внимание и сознание.
      Так как стихия воздуха живет в голове и горле здесь со временем накапливается особенная умная сила, которая при ее использовании может влиять на мир. Вот почему многие воины в бою старались срубить противнику голову, чтобы забрать его умную силу себе, а его голову подвесить для устрашения врагов к своему седлу.
      Стихии становились постоянными спутниками в обучении воинов и участвовали в становлении их будущих характеров. Как уже было сказано, человек устроен так, что в его природе присутствуют все стихии, и каждая из них занимает свое место.
      Земля находится в ногах, вода в животе, огонь в груди и воздух в голове. Они имеют расположение в различных истотах (чакрах) человека, и влияют на личные качества воина. Его задача заключалась в том, чтобы со временем преобразовать низшие проявления своих качеств и свойств в высшие свойства характера, таким образом заменив в себе низшую животную природу на высшую – божественную.
      Все природные силы для своего взаимодействия и равновесия соединяются в крест стихий, где вертикаль проходит от огня к земле и возжигает Дух Жизни, а горизонталь соединяет воду и воздух и порождает Душу Жизни. В центре этого креста находится человек, как порождение сил мира через соединение огня и земли для зарождения жизни и взаимодействие воды и воздуха, для ее укрепления и развития.
      Этот крест необходим для того, чтобы каждая из стихий не возобладала в своих правах и не стала уничтожать жизнь, так как избыточность проявлений каждой из них может погубить первоосновы мира.
      Когда же приходили на Землю такие времена, все равные первозданные силы вступали в борьбу друг с другом. Тогда вода затапливала землю и заливала огонь, огонь сжигал землю и испарял воду, земля засыпала огонь и землю, а ветер тушил огонь и разрушал землю.
      Равновесие несет порядок и уравнивает силы мира.
      В нашей казачьей традиции для уравновешивания стихий в человеке были созданы поконы. Земле соответствовал покон Велеса, воде – покон Даны, огню – покон Перуна, воздуху - покон Стрибога.
      В единстве они составляли Кон Лады, «где Земля с Небом встречались, в согласии венчались и своими силами объединялись». А в кресте стихий человек находился в месте их пересечения – в ядре креста.
      Восходя в Кон богини Лады человек становился ладным и складным, что тут же отражалось на его судьбе. Которая выпрямлялась и несла ему радостные и благоприятные события и встречи.
      В русской традиционной культуре существовали различные формы упорядочивания и приведения стихий в равновесие. Одной из таких форм можно назвать песни и танцы.
      В своих размышлениях о силах мира я не стану раскрывать их основных содержаний, так как, я думаю, этому в свое время будут посвящены другие рассуждения. А здесь, я всего лишь укажу на те значения, которые включали в себя смыслы и свойства при упорядочивании стихий.
      Существовали общие танцы и хороводы с участием мужчин и женщин, где объединялись два начала жизни для слияния всех стихий в единое целое. Здесь каждая половина несла те стихии, которые преобладали в природе двух начал. Например, мужчина - это огонь и воздух, а женщина – земля и вода.
      Были также только мужские и женские танцы и хороводы, где каждая сторона через соединение друг с другом усиливала необходимые для себя качества.
      Свое особое значение имели воинские плясы.
      Они также носили групповой и индивидуальный характер и имели различное предназначение. Одни из них были необходимы для вхождения в стихии и пробуждения в себе необходимых воинских умений и навыков, и сотворения качеств характера. Другие исполнялись перед кулачными потехами, третьи носили соревновательный характер, четвертые использовались в обрядовых действах, пятые совершались перед боем при подготовке к смерти.
      С помощью танцев «выплясывали» болезни, призывали Высшие силы и влияли на содержания мира в годовом круге жизни. Танец в жизни предков вбирал в себя понимание свойств мира и был путем соединения со всем что Есть.
      Через этот путь шло общение с ним и его первостихиями.
      Силы мира содержат в себе Разум. Он имеет полевую природу, через которую человек, живущий правилами традиционной культуры, может влиять и воздействовать на его слагаемые, а также взаимодействовать с его обитателями – природными духами, стражниками, поводырями, ангелами и другими формами безтелесной жизни.
      В традиции Спаса стихии названы первоначальными. Они появились на Земле до человека, а значит имеют по отношению к нему более высокую степень могущества. Они же вложены в природу человека, которая состоит из различных элементов стихий, а значит может откликаться на их влияние и указания. И если человек берет себе силы мира в помощники, его степень могущества тоже увеличивается.
      В силах мира растворена магия жизни. Магия для наших предков была не только набором каких-то приемов и способов влияния на мир и людей, а ежедневной текучей, вечно обновляющейся Силой.
      Через которую можно постигать и изменять все Сущее.
      Воины использовали магию в своей жизни так же часто и постоянно как мы сегодня используем езду на автомобиле. Для них магия была средой их жизни и войны. Она становилась помощницей или противницей воина, в зависимости от того, сам ли он воздействовал на события или явления, или на него оказывали влияние через эти силы.
      Это взаимодействие так срасталось с воинской жизнью, что являлось для каждого воина естественным течением его будней и тех явлений судьбы, в которых он получал или терял что-то существенно важное для себя.
      Воинская магия считается особенно сильной, так как призвана сохранить либо забрать человеческую жизнь. Поэтому среди опытных воинов было много магов и волхвов.
      Их умение разговаривать с миром и предлагать ему свои решения очень ценилось в воинской среде. Так как от этого подчас зависел исход одиночного поединка, либо предстоящего сражения. Среди волхвов и магов казаки - характерники занимали свое достойное место.
      Силы Мира создают для человека постоянную игру его пребывания в жизни.
      Человек с рождения до конца своих дней находится в мире сил, даже не подозревая об этом. Эти силы всегда влияют на него. И только от самого человека зависит с каким результатом будет это влияние. Если человек при своем взаимодействии с ними сотворяет миру добро, он приобретает влияние в жизни и становится баловнем судьбы. Если же он живет в темноте своего невежества и чинит миру разрушение, то через это получает страдания и тяжелую долю. Когда мы также начинаем играть с силами мира, как они играют с нами, все принимая, и живем легко и просто, мы становимся способны обретать утраченные чувства, свойства, качества и способности, которые даны нам по праву рождения. Но мы отказались от них когда-то под давлением страхов или уроков судьбы, и выбрали для себя кривой путь жизни. Вовлекаясь в эту игру, мы наделяем силы мира тем содержанием, которое необходимо ему для своего расширения и усиления. В знак благодарности за это мир открывает перед нами новые возможности
и несет в нашу жизнь Свет, Согласие и Любовь. Без которых мы не в состоянии стать счастливыми и свободными людьми. И нести этому миру радость добра и созидания.
Назад к содержимому